Последствия политического кризиса на востоке Украины могут ввергнуть весь европейский континент в состояние, близкое предвоенной ситуации вековой давности, – считают аналитики электронного ресурса Natural Gas Europe. «И тогда бюджетные соображения будут всеми сторонами отодвинуты на задний план».
Согласно оценкам Института энергетической экономики Кельнского университета, перспектива остановки потока российского газа больше, чем на 90 дней, в случае ответных санкций со стороны Москвы, сильно пострадают экономики Польши, Турции, Германии, Австрии, балканских стран и стран Балтии, а раньше и больше всех будет затронута Финляндия, у которой нет накопительных хранилищ и 100% ее газа импортируется из России. Прекращение поставок газа на 9 месяцев расстроит всю континентальную газовую систему, и даже экстра-поставки СПГ (что в ближайшее время невозможно ввиду общемировой ситуации на этом рынке) не смогли бы решить вопроса (не говоря уже о резком взлете цены на газ). Конечно, «Газпром» потеряет лучшего клиента, российский бюджет недополучит 8–13% ежегодных доходов, но обнищание россиян Европе тоже невыгодно.
Под угрозой срыва находятся перспективные соглашения, на которые стороны потратили многолетние усилия. «Южный поток» в данный момент не соответствует нормам так называемого Третьего энергетического пакета ЕС, все еще не урегулирована политическая подоплека в данном проекте, так что внеочередные болгарские парламентские выборы, возможно, прольют больше света на фактические намерения Болгарии.
Могут пострадать стратегически важные инвестиционные проекты. В 500 млрд. долларов оценивается долгосрочное сотрудничество «Роснефти» и ExxonMobil по добыче нефти и газа в Арктике, Западной и Восточной Сибири, в Черном море. Их совместное предприятие Karmorneftegaz в начале августа этого года, чтобы сохранить инвестиции, объявило: только исследованные на данный момент ресурсы углеводородов в Карском море дадут до 85 млрд. баррелей, что составляет 8.5 трлн. долларов в нынешних ценах. Только на исследовательские программы в российских центрах и в Upstream Exxon Mobil в Хьюстоне стороны намерены потратить опримерно 500 млн. долларов.
В Баренцевом море с «Роснефтью» сотрудничает норвежская Statoil, и в Осло знают о перспективах в 8 млрд. баррелей нефти стоимостью 800 млрд. долларов по сегодняшним номинальным ценам. Statoil стремится получить доступ и к запасам сланцевого газа и тяжелой нефти в Западной Сибири (согласно оценкам, не менее 85 млрд. баррелей нефти). В конце августа партнерами «Роснефти» стали также норвежские фирмы Seadrill Limited и North Atlantic Drilling, поставляющие глубоководные буровые платформы и оборудование для долгосрочного исследования Баренцева моря и других арктических морей.
Изменением глобальной стратегической игры в сфере энергетики может стать намерение продать 50% нефтегазового ресурса сибирского месторождения Ванкор (как минимум 3,8 млрд. баррелей нефти и 100 млрд. кубометров газа) не западной компании, а китайской China National Petroleum Corporation (CNPC). Запад много потеряет, когда китайские государственные компании закроют брешь в российско-западных отношениях своим финансированием, своими технологиями и, самое главное, правом собственности на ресурсы, объем которых пока трудно даже подсчитать, полагают эксперты Natural Fas Europe.
|