Турции будет трудно заключить финальную сделку с Россией по строительству нового газопровода «Турецкий поток», не испортив при этом отношения с западными союзниками и Азербайджаном. Если международная обстановка и энергетические приоритеты Турции не изменятся, то шансы этого проекта, ставшего своего рода бельмом на глазу у многих в Евросоюзе, весьма невелики, считает турецкий аналитик Серкан Демирташе, мнение которого публикует американская газета Daily News.
Помимо соратников по НАТО и партнеров по проекту Трансанатолийского газопровода (TANAP), есть еще общественное мнение внутри страны, которому как-то надо преподнести сделку с партнером, и которого турецкое правительство все еще продолжает осуждать за «аннексию Крыма». А тут еще недавнее заявление российского президента о «геноциде» армянского населения в Османской империи в 1915 году. В общем, что-то не «клеится».
Да, Турция не присоединилась к санкциям против России, но и спустя пять месяцев после провозглашения проекта «Турецкий поток» она считает, что подписанный 1 декабря 2014 года Меморандум о взаимопонимании – это лишь «стартовая» позиция для переговоров. И эти переговоры продвигаются с большим трудом, а события последних недель заставляют сомневаться, что финал близок, пишет Демирташе.
Дело не только в резолюции российской Думы о «геноциде армян» и личной позиции президента Путина. Турция не стала отзывать своего посла из Москвы, что сделала в отношении Австрии и Ватикана, с которыми у нее нет столь плотного энергетического и экономического сотрудничества, как с Россией. Но годовщина геноцида «подоспела» вовремя – теперь разговор о совместном газопроводе с российскими партнерами можно вести в другом тоне.
Для Турции был и остается важным новый проект, но когда НАТО изо всех сил борется «с российской угрозой в Евразии и на Черном море», то это повод пригрозить Турции исключением из альянса. 4 мая в Анкаре посол США Джон Басс обнародовал позицию своего руководства: необходимо продолжать оказывать экономическое давление на правительство России, «чтобы перед ним был очень реальный выбор в Украине, и пока оно не сделает этого выбора, всем членам альянса, включая Турцию, придется идти на некоторые экономические жертвы».
Что касается энергетики, то правительство США «настаивает на том, чтобы поставки и распределение энергоресурсов, особенно нефти и газа, не использовались для усиления политического давления на отдельные страны, их зависимости от одного поставщика. Этим главным принципом определяется наш подход к «Южному потоку» и любым его преемникам», добавил Басс.
Евросоюз в последние месяцы тоже вышел на новый, более «высокий уровень энергетического диалога и стратегического сотрудничества в энергетике». Турция и без особого содействия ЕС становится важным звеном в энергополитике ЕС — страной-транзитером. Проект TANAP стоимостью 10 млрд долларов уже перешел в стадию конкретного воплощения.
|